Читая Богданова.

 

Почему классика должна быть вечной – потому что она нужна. Если она ложна, она отомрет сама собой. Но есть и другой способ убиения классики – умышленный: сжигание книг, преследование за распространение, умышленное умалчивание. Правда в прошлом столетии нашли еще один способ убийства классики, но зашли уже с другой стороны: стали воздействовать не на произведения, а на читателей, свернув им мозги до такой степени, что многие не то что классику, а просто книг в руки не берут – им не интересно! И тогда неизбежно создается ситуация, когда люди наивно надеются, что гора прейдет к Мухамеду. Не прейдет! Если ты не хочешь жить в согласии с законами природы, то природе ты становишься просто не нужен.

 

В самом начале 20 века А.А. Богданов написал книгу «Эмпириомонизм». Я не профессионал и не берусь оценивать работы такого уровня, я лишь хочу поделиться своими соображениями, пришедшими в голову при чтении этой работы.

А.А. Богданов пишет: "Дуализм опыта и познания начинается не там, где существуют два типа организации опыта, но там, где тот и другой тип не находятся в организованном соотношении, т. е. не объединены гармонически. Организация клетки, с одной стороны, и организма, к которому она вместе с другими клетками принадлежит, с другой стороны, не образует еще жизненного дуализма; он возникает только там, где клетка начинает жить самостоятельной жизнью, не приспособляясь к своему целому; тогда отсутствие гармонии между частью и целым дает себя почувствовать в понижении жизнеспособности либо части, либо целого, либо того и другого вместе. Это и есть дуалистическое противоречие", а я бы добавил - это и есть смерть государства.

- Почему же буржуазная система оказалась такой сильной и живучей, ведь в ней каждый сам за себя?

Думаю, этот парадокс сродни организации в биологических системах. Печень, сердце и прочие органы - все они "эгоисты" и тянут с системы все что им нужно. Но здесь есть две важных детали. Во-первых, "тянут" только то, что нужно, и ничуть не больше. Во-вторых, при "команде сверху" они становятся "альтруистами". Но команды сверху приходят только при реальной необходимости организма. Что мы видим в буржуазном обществе: каждый волен решать свои проблемы в рамках закона, но если есть системная необходимость, идут воевать, рисковать жизнью фактически за систему.

- Так может это и есть идеал общественной системы?

На определенном уровне развития общества – да, идеал, ведь идеал это не некое застывшее понятие, это соответствие уровня техники и организации хозяйства уровню общественного сознания. Поэтому идеал общества может меняться от условий к условиям. До 20 века менялась техника, производство, организация производства и экономики, и это "тянуло" за собой развитие общественного сознания - умение управлять собой, внутренняя дисциплина, самоконтроль, рост знания и навыков. Но если оставить в стороне особенность функционирования СССР, то можно сказать, что с недавних пор, лет этак 50, ситуация начала переворачиваться с ног на голову. Теперь через СМИ меняют, а более точно сказать, дебилизируют общественное сознание - надстройку, что неизбежно ведет к кризису в производстве, экономике, обществе. На первый взгляд, это не так. Экономика растет, техника развивается, знаний с каждым годом все больше. Здесь можно опять прибегнуть к сравнению с живой системой. Растение растет, и прервать этот рост могут или неблагоприятные внешние условия или его физическое разрушение. Экономика растет в силу своей природы, т.с., по инерции, и прервать этот рост могут или "неблагоприятные внешние условия" - проблемы энергетики, сырья или сбыта, а могут и "сломать" ее политики управляющие страной. Если не сами сломать, то могут не устоять от разрушающего воздействия "теневых политиков". И что мы имеем сегодня в реальности? Что бы управлять страной достаточно 1% населения, для поддержания экономики, при хорошей ее организации, имеется в виду на буржуазных принципах, процентов 15-20 населения. А что делать с 80% населения? Получаем "неблагоприятную внутреннюю среду" для системы - лишнее отмирает, но остается в системе вызывая ее смертельное заболевание. Поэтому наше сравнение можно закончить такой картиной: пациент бодр и внешне здоров в то время когда в нем с каждым днем добавляется все больше раковых клеток. В этой связи выглядит символичным смерть основателя "Яблока" С. Джобса. До последней минуты жизни он развивал "экономику", двигал прогресс в то время как нужно было заниматься развитием собственного здоровья. Могут возразить, что это невозможно, но пример выздоровления безнадежных онкобольных которые занялись настройкой своей биологической системы управления говорит об обратном - пока она функционирует вылечить можно все! Другое дело, что мы не знаем, и не умеем "разговаривать" с генной ПСУ. Хотя йоги давно доказали, что это возможно. В чем же я вижу символизм? В том, что люди, двигающие технический прогресс (надо заметить, что делают они это не ради прогресса, а ради корысти), не хотят не только признать, что тем самым они убивают систему, плодя массу ненужных, неизбежно обреченных на вымирание, людей, но даже не могут допустить себе в голову подобные мысли. Ведь это значит для них подорвать фундамент на котором держится их жизненная сущность, то ради чего они жили, к чему стремились не покладая рук. Да эти люди самые активные в обществе, но ложное, а сегодня можно говорить, и убийственное направление их деятельности приведет систему к смерти так, как это стало неизбежным в судьбе Стива при его то средствах.

 

На первый взгляд со сказанного можно сделать заупокойный вывод о человечестве - оно свое отжило. Но это не так. С зарождения первых клеток до сего дня каждая клетка, каждая стая, каждое племя - все они были всегда в ситуации между жизнью и смертью. И поэтому вынуждены были быть "в форме". И лишь последние лет 100 люди забыли о ежедневной угрозе жизни, они забыли не только об угрозе, они уже забыли о голоде и холоде, комфорт для них стал так же естествен как природа, как солнце и воздух. И сегодня главная проблема - качество людей. Поймут это люди, в первую очередь правители-управители - все можно исправить, можно еще вылечить больное человечество. О том, что будет, если не поймут - лучше не говорить. Но есть ли надежда, что осознают - вот в чем вопрос. Попробуем разобраться.

Есть общественная система. Самый низкий уровень - производители товаров и услуг, следующий - организация производства и услуг, следующий - организация общественной жизни и последний - уровень осуществляющий постановки целей, выбора направления развития, защиты системных интересов. Понятно, что каждый из этих уровней наполняют люди, при этом люди могут меняться, быть лучше и хуже, но уровни должны выполнять свои функции, давать результаты, ибо без результатов даже одного уровня все прочие не смогут существовать - система рассыплется. Если каждый образованный человек более менее определенно представляет себе первые три уровня, то о последнем - целеформирующем мы фактически не знаем ничего. Вместе с тем это не мешает нам определить, как же должны действовать люди (элементы) этого уровня системы. Но вначале еще одна цитата из Богданова.

"Таким же образом в опыте и познании дуализм получается в том случае, если индивидуально-организованный опыт перестает быть нераздельной частью опыта социально-организованного, если первый складывается в самостоятельные формы, независимые от форм второго, не приспособленные к ним гармонически, словом, если «психическое» превращается в особый мир со своими собственными категориями и законами, не образующими органического единства с категориями и законами «физического». Тогда мир опыта, лишенный целостности, превращается в мир противоречий и борьбы, личность оказывается не способной согласовать свои переживания вообще и действия, в частности, с переживаниями и действиями других людей, которые выступают тогда в ее опыте как иначе организованные единицы; а сознание путается в безвыходных противоречиях анимизма и метафизики. Именно таково современное положение человеческой психики. Выход из этого дуалистического положения возможен только в том случае, если произойдет систематическое приспособление опыта индивидуально-организованного к организованному социально, так что первый найдет себе место в объединяющих формах второго, как клетка в системе тканей организма. Что этот путь единственный, какой можно теоретически допустить, в том легко убедиться по способу исключения. Если бы приспособление происходило в обратном направлении, социально-организованный тип приспособлялся бы к индивидуально-организованному, то это означало бы, очевидно, просто уничтожение первого из них, его систематическое разложение; ни о какой гармонии социального опыта не могло бы быть и речи. А предположить их гармоническое слияние в каком-нибудь ином, третьем и высшем типе мы не можем, если не хотим выходить из рамок опыта, в котором вообще не имеется никаких указаний на подобный третий тип".

 

И с этим, как мне кажется, нельзя не согласиться. Если мы посмотрим на элитный мир психического и физического, то отчетливо можем видеть, что частное (элита, как часть системы) пытается "подогнать" под себя систему. Ее «психическое» превращается в особый мир со своими собственными категориями и законами, не образующими органического единства с категориями и законами «физического». Элита, по своей простоте, уверена, что если выше ее никого нет, то и делать она может, что захочет. Однако отсутствие "начальника" - это хотя и соблазн для вседозволенности, но это одновременно и "мышеловка" для тех, кто так считает. Система, как целое природное образование, может существовать только в рамках законов природы и вседозволенности она не допустит: или разрушится, или постарается проявиться гомеостаз и восстановит ее жизнестойкость.

История знает массу примеров жестокой расплаты за своеволие элит, считавших, что они "бога за бороду взяли". Одно лишь жаль - будущих невинных жертв.

 

----------------------------------------------------------

 

Я отдаю себе отчет в том, что для элиты эта статья, как мертвому припарка, они никогда и читать ее не станут. Пишу это для тех, кто строит иллюзии о том, что мир имеет дело с обычным кризисом и, что все само собой "рассосется". "Нет, ребята, все не так", в реальности дело - табак, как говорили в старину, но это не значит, что нужно сидеть перед телевизором и ждать когда вам скажут, что пора выходить с вещами на выход. Нужно начинать становится серьезными людьми, и уметь смотреть правде в глаза, какой бы ужасной она ни была. Это не значит, что нужно бежать покупать соль и спички - это значит, что нужно организовываться, нужно включаться в общественную работу. А для этого нужно понять, что происходит в реальности. С. Кургинян, М. Хазин, А. Проханов, Н. Стариков, А. Фетисов, и прощу прощения если кого подзабыл, многие другие делают все, что бы донести правду до простого человека. Учиться есть где, и есть у кого, но самое важное породить в себе дух, настрой, чтобы быть готовым встретить очень не простое и тревожное будущее.

 

 

 

02.01.2013г.                                   Украина г. Гребенка

 

Переход на главную страницу

Hosted by uCoz