Иерархии и элита
Ходов Андрей
( http://samlib.ru/h/hodow_a/ )
Древние греки числили в Ойкумене семь чудес:
египетские пирамиды, статую Гелиоса на Родосе, храм Артемиды в Эфесе,
скульптуру Зевса в Олимпии, усыпальницу царя Мавсола, висячие сады Семирамиды и
маяк в Александрии. Прошли века и от шести чудес остались только их названия, а
пирамиды в Египте радуют туристов и поныне. И это не удивительно, ибо
пирамидальные постройки - самые устойчивые. Все социальные иерархические
системы тоже строятся по схеме пирамиды, будь то государство, крупная
корпорация или шайка грабителей. Подобные системы существуют и у животных. В
любой стае имеется вожак (альфа-особь на жаргоне этологов), приближенные
(обычно кровные родственники), середнячки и аутсайдеры. Продвижение по такой
иерархической лестнице обычно требует серьезных усилий и сопряжено со
значительным риском, зато и ешь первым.
Человек практически не внес ничего нового в
эту схему. Чем выше к вершине пирамиды, тем больше власти и материальных благ,
но меньше и меньше вакансий. Иерархии подчиненности пронизывают буквально все
сферы человеческого общества и являются его становым хребтом, обеспечивая
стабильность и устойчивость. Попытка разрушить иерархическую систему встречает
ее активное сопротивление. Удавшийся слом системы ввергает ее элементы в
состояние хаоса и сопровождается резким повышением уровня инфернальности. Чем
мощнее была иерархия, тем выше уровень человеческих издержек в результате ее
разрушения. Примером слома крупных иерархических систем могут служить:
революция во Франции и социалистическая революция в России. В обоих этих
случаях произошел полный слом существующих систем государственной власти.
Результатами явились кровавый хаос, гибель значительной части населения и
резкое падение уровня жизни. Переворот (замена верхушки пирамиды) обычно не
вызывает катаклизмов такого масштаба. Период хаоса продолжается до момента,
когда на обломках уничтоженной конструкции возникает новая иерархическая
вертикаль (часто ничуть не лучше). Несмотря на очевидные достоинства,
заключающиеся в возможности обеспечения стабильности общества, иерархическая
модель управления имеет два серьезных (если не сказать фатальных) недостатка.
Неспособность к развитию
Главной проблемой социальных иерархических
систем является то, что однажды созданные, далее они способны только
разрушаться. Ведь и египетским пирамидам не пошли на пользу прошедшие
тысячелетия. Причина этого кроется в природной жесткости самой иерархической
конструкции. Реальный фактор созидания действует только при их создании, потом
возможны только мелкие улучшения и косметический ремонт. Век иерархии отмерен.
Ее основные элементы подвергаются постепенной эрозии, базовые узлы крепления
понемногу расшатываются и рано или поздно последует неизбежный финал. Вспомним,
сколько блестящих империй, казавшихся их современникам абсолютно незыблемыми,
практически вечными, закончили свое существования в кровавом хаосе
саморазрушения. Иерархическая модель управления лишена того качества, которое
ученые называют антиэнтропийностью или попросту способности к самообновлению и
саморазвитию.
Проблема отбора
Со
многими недостатками иерархических систем можно было смириться, если бы
существовали эффективные методы отбора достойных кандидатов на занятие
различных постов в управленческой вертикали. Теоретически критериями отбора
должны служить высокие деловые и личные качества претендента. На практике же
работают совершенно другие механизмы. В результате действия этих механизмов все
высшие уровни иерархии оказываются занятыми людьми малокомпетентными,
беспринципными, и, при этом, весьма охочими до власти и денег. Конечно, бывают
и исключения. В моменты острых кризисов, например делового (у фирмы или
корпорации), военного (у государства) происходят случаи ремиссии (временного
улучшения). Тогда на особо важные уровни управления выдвигаются действительно
достойные люди, но после окончания кризиса их опять оттирают в сторону. К каким
только ухищрениям не прибегало человечество для борьбы с этой заразой: выборы,
конкурсы, комиссии, ротация кадров, укрупнения, разукрупнения, выдвижение из
народа, статьи уголовного кодекса и даже периодические проверки на детекторе
лжи. Но, по сути, все эти методы являются ничем иным, как просто встряской
системы, внесением в нее дополнительных возмущений. Результатом встряски обычно
является некоторое улучшение ситуации, когда составляющие иерархию элементы
начинают предпринимать некоторые осмысленные действия. Но этот эффект быстро
проходит, а система опять начинает движение к своему естественному состоянию. В
идеале этим состоянием является полная остановка всех процессов. Система
стремиться за бесконечно большой промежуток времени не выполнить вообще никакой
полезной работы. Следует признать, что избавиться от этой проблемы можно только
вместе с самой иерархической системой. А избавиться от нее весьма трудно, ибо
ничего более дееспособного взамен не пока придумано. Хотя подвижки есть, и
сейчас активно развивается так называемый проектный стиль управления, на
жаргоне западных менеджеров -стиль
"спагетти". Суть его в том, что большой проект разбивается на
множество мелких, независимых и работающих автономно.
Но и при таком стиле иерархия сохраняется, хотя и несколько размывается. И дело
тут не в ограниченности человеческой фантазии, а в глубинной сути
так называемых элит.
Первое
Как главным направлением эволюции любого вида
живых существ является обеспечение их максимальной независимости от условий
окружающей среды, так и элита неизбежно эволюционирует в сторону обеспечения
максимальной независимости ее от народа. "Идеальной" в данном случае
представляется ситуация, когда элита ничего не делает, ни за что не отвечает,
находится в полной безопасности и потребляет 100 % всех имеющихся в обществе
ресурсов. И это -основной закон эволюции элиты.
Второе
Элита бионегативна по своей природе. То есть, подавляющая часть ее представителей имеет выраженные
отклонения в физической и психической сферах. Нормальные люди
(гармоники) в элиту не попадают. А если и попадают, то долго там не
задерживаются. По причинам:
а) Им тошно в этом гадюшнике, и при удобном
случае они возвращаются к нормальной жизни.
б) Их съедают при первой возможности. Это
облегчается еще и тем, что нормальные люди, вместо того чтобы лезть по головам,
интриговать, врать и тому подобное, пытаются заниматься всякой (с точки зрения
элиты) блажью, например, улучшением жизни вверенного социума. И естественно
проигрывают.
Третье
Следует различать пассионарную и
субпассионарную элиту (куда делись гармоники - смотри пункт 2).
а) Пассионарная элита - вещь обоюдоострая, но
по-своему полезная. Выступает как агент хаоса, взламывает окостеневшую
пирамиду. Иногда это идет в плюс, но и противоположный исход не исключается.
б) Субпассионарная элита - самая неприятная.
Им власть нужна для конвертации её в материальные блага. Беспринципные лжецы,
потенциальные предатели и прочее и прочее.
в) Реальное состояние действующей элиты
зависит от соотношения индивидуумов по пунктам а) и б). Если говорят, что элита
деградировала, то это означает, что максимальное влияние в ней имеют
субпассионарии.
Четвертое
Следует подчеркнуть, что пассионарии и
субпассионарии поголовно индивидуалисты. Солидаристов среди них нет. Носителями
солидаризма бывают только гармоники, но они в элиту не попадают. Они могут только косвенно влиять на ситуацию, оказывая молчаливую
поддержку той или иной группе пассионариев, взявшихся реализовывать близкие их
(солидаристов) менталитету идеи. Разница между пассионариями и
субпассионариями заключается в том, что пассионария интересует, так сказать,
сам процесс, а субпассионария полученные в результате оного материальные блага.
Действительно, пассионарий в процессе реализации своей идеи вполне может лгать,
предавать и тому подобное. Но он, в отличие от субпассионария, может и жизнь за
свою идею положить, быть аскетом и так далее. Для него главное, это
покрасоваться на белом коне, ощутить ВЛАСТЬ над судьбами людей. Одним словом
"комплекс власти" одолевает. Патология, конечно, но иногда полезная.
Если народу повезет. Субпассионарий на такой порыв не способен, его инстинкт
самосохранения отнюдь не атрофирован. По сути же, и тот и другой -
дегенераты/индивидуалисты, только с разным менталитетом.
Пятое
У элиты есть значительный резерв. Это так
сказать "не реализовавшаяся" элита, откуда и черпаются кадры.
Человеческим материалом такого рода переполнены преступные группы, тюрьмы,
"богемные" тусовки и прочее. Можно извести
под корень действующую элиту, но это не поможет. Есть откуда взяться новой.
Обычно еще более мерзкой.
Шестое
Все разговоры о том, что народ в состоянии
контролировать свою элиту - не стоят выеденного яйца. Поскольку рычагов для
такого влияния у него просто нет, и их появления не предвидится. Элиту может
контролировать только другая элита: вышестоящая или конкурирующая.
В общем с точки зрения нормального человека
ситуация представляется малоприятной. Не только движение вперед, но и простое
выживание общества возможно только на пути последовательного слома элитарных
пирамид. Каждый такой слом сопровождается резким всплеском инфернальности, а в
результате шило меняется на мыло.
С другой стороны, можно утешаться тем, что
рассматривать эту затянувшуюся схватку с элитарной гидрой, как своеобразный
антиэнтропийный механизм вроде смены поколений. В конце концов, все мы смертны
и вечная жизнь никому не светит. Так и с элитами периодически их требуется
менять, если народ собирается выжить. Что впрочем, не исключает необходимости
поиска и отработки социальных механизмов, которые бы позволили производить
смену с наименее разрушительными последствиями. Ведь и люди разные. Одни
умирают в младенчестве, другие спиваются к тридцати, третьи умирают от рака в
сорок, а некоторые преспокойно живут и до ста лет, сохраняя ясность ума и уважение
внуков и правнуков. Так что гигиена, здоровый образ жизни, правильное питание,
если наследственность хорошая. Вот только непростая это задача. Элиты склонны к
перееданию и прочим излишества, да и вообще не любят мыть руки перед едой. А
воспитывать их, как вы сами понимаете, обычно некому
- * -
Комментарии
Поскольку статья произвела на меня сильное
впечатление, как говорят, «задела» не удержался от небольшого комментария.
Первое. Существует две функционально различные ветви
элит - политическая и капитальная от слова капитал. Капитальная
делится на промышленную и финансовую, а политическая на непосредственную
(официальная власть) и косвенную (советчики, эксперты, ученые). Вот эти четыре разновидности элит между собой могут конфликтовать,
как бы между своими, но в случае осложнений с народом они сплачиваются в единое
целое перед лицом "внешней угрозы". Именно это противостояние
и рассматривает автор. С этой точки зрения все верно, на элиту можно смотреть
как на целое.
Второе. Богатые тоже плачут.
В ситуациях когда
экономическая ситуация ухудшается, а это значит приток капитала уменьшается, то
что мы видим сегодня, неизбежно происходит выдавливание слабых звеньев с
элитной цепи. Чем-то напоминает деление биологической клетки. Понятно, что чем
круче кризис, тем более массовой становится группировка падших элитариев. И в
прежние времена можно было надеяться на то, что они смогут поднять народ на
свержение власти. Но сегодня и этот вариант отпадает. Элита стала
международной, держит весь мир под контролем, а падшие
элитарии могут рассчитывать лишь на бунт в одной своей стране. Силы как видите
несоизмеримы. А если сюда добавить еще и частные высокопрофессиональные армии у элит, то если и есть у народов свет в конце тоннеля, то
этот свет в клеточку. Поэтому утверждение автора, что "элиту может
контролировать только другая элита" в настоящее время верно лишь в том
отношении, что международная может контролировать периферийную.
Третье. По сути элитарность
можно рассматривать как классовость. Есть производители
и есть паразиты. Из опыта жизни мы знаем, что самый надежный способ избавиться
от паразита это смерть организма. Но не думаю, что такой вариант кого-либо
может устроить. Поэтому нужно искать лекарства.
Некоторую надежду
дает тот факт, что вкусившие свободу рабами жить не
смогут. Я имею в виду советское поколение. Принято говорить о российском
народе, как народе носителе общественного духа. Я с эти не согласен. В этих
заметках нет смысла доказывать, что дух генетическим путем не передается. Он
передается через информационную среду, а современная информационная среда
сегодня такова, что любой национальный дух выдувают за 3-5 года, да так
качественно, что от прежнего духа и следа не остается. Так, что пока еще жив
дух товарищества, гуманности, честности и порядочности привитый советским
образом жизни людям любых национальностей бывшего СССР, при всей безвыходности
положения надежда на спасение есть.
Сегодня никто пока не показал
каким образом можно выбраться с создавшейся ситуации, но это не значит, что
выхода нет. Как говорил психолог В. Леви для людей
впавших в безнадегу - выход рядом. К слову, еще один его важнейший совет -
хотите жить долго, не болеть, чувствовать полноту жизни - живите для других.
Здесь не место объяснять почему так происходит, но с теории биологическим
систем управления это вполне аргументировано можно доказать, приведу лишь тот
факт, что женщины, а они как правило переживают за близких, живут дольше
мужчин, и именно те кто переживает за других. Если этот принцип достаточно
массово получится прописать людям - это будем весомым вкладом в дело борьбы с
паразитизмом.
Шабада В.А. 27.06.12г.