Главная
наука
Мне
видится, что предлагаемая статья
М.С. Кагана
Перспективы
развития гуманитарных наук в XXI веке
профессор
Моисей Самойлович Каган
Научная
мысль, как известно, развивалась крайне
неравномерно — ее лидеры менялись в
зависимости от изменений, происходивших в
культуре, в мировоззрении общества, в
иерархии его ценностных ориентаций,
наконец, в методологической структуре
самой познавательной деятельности. При
этом та отрасль знания, которая завоевывала
положение ведущей дисциплины в системе
наук, оказывала методологическое влияние
на все другие, воспринимаясь как своего
рода образец для других наук. Так, на
протяжении нескольких тысячелетий
лидерство принадлежало теологии, которая,
не будучи в точном смысле этого слова
наукой, представляла себя как науку,
поскольку стремилась «познать Бога». И
действительно, если верить в существование
Бога, в реальность того, что описывает миф,
то богословие и комментирование мифов
придется считать научной деятельностью. В
данном случае несущественна истинность или
фантастичность содержания мифов, важно то,
что признание теологического дискурса
наукой приводило к подчинению ему всех
подлинных наук, так же как и всех форм
идеологии и, конечно же, искусства:
философия была объявлена «служанкой
богословия», химия превратилась в алхимию,
астрономия — в астрологию, и даже
абстрактнейшая наука математика
подчинилась мистическому толкованию чисел
и геометрических фигур, художественная же
деятельность оказывалась предметом
многовековой дискуссии — допустима ли она
вообще в религиозной культуре, а если
допустима, то в какой мере (различия в
отношении к искусству христианства,
мусульманства, буддизма, а в пределах
христианства его западноевропейской и
восточной ветвей, споры иконоборцев и
иконопочитателей в Византии, ревизия
протестантизмом отношения к искусству
католицизма).
Смена
теоцентризма средневековой европейской
культуры натуроцентризмом культуры
Возрождения привела к появлению нового
лидера в сфере познавательной деятельности
— строго-научной формы познания природы
механики. Такое ее положение было
обусловлено требованиями развития
материального производства, его движением
от ремесла к мануфактуре и от нее к
вооруженной машинами промышленности.
Неудивительно, что сам строй мышления людей
этой эпохи, радикально перестраивавшегося
под влиянием механики, получил название
механицизма.
В
ХIХ веке в Европе происходит новая смена
научного лидера — отвечая требованиям
развивающегося производства Запад вступил
в эпоху научно-технического прогресса, и
теоретическим стимулом его развития стала
физика, в тех ее разделах, которые изучали
несравненно более сложные по сравнению с
механическими формы движения. В начале ХХ
века достижения физики, выразившиеся в
создании теории относительности и
квантовой механики, совершили переворот не
только в мире наук, но и в мире искусств, в
философии, во всем строе мышления
образованных людей. В 60-е годы популярным в
России стало стихотворение поэта Б.
Слуцкого «Физики и лирики», начинавшееся
словами:
Понятие «лирики» обозначает здесь не
только поэзию, но всю гуманитарную сферу,
так же как имя «физики» не случайно избрано
для представления всей сферы естественно-научного
знания. Примечательно и прозвучавшее в это
время ехидно-остроумное замечание
математика А. Мигдала, что все науки делятся
на «естественные» и «противоестественные»,
равно как и вполне серьезное
противопоставление «двух культур» в
одноименное брошюре Ч. Сноу, одна из которых
была названа «наукой», а другая «гуманитарным
знанием» (humanities), то есть вообще не наукой.
Вместе
с тем, в пределах самого естествознания в
середине ХХ в. роль лидера у физики все
более активно оспаривала химия,
доказывавшая это своей все более
значительной ролью в промышленности, в
сельском хозяйстве, а в первой мировой
войне и в военном деле. Вместе с тем, в
середине века на авансцену научной мысли
уверенно выходила биология, ставившая себе
на службу и физику, и химию (в таких
синтетических науках как биофизика и
биохимия); роль биологии проявилась и в
таких, поистине сенсационных, открытиях как
открытие функциональной асимметрии
человеческого мозга, как расшифровка
структуры генетического кода (так
называемая «двойная спираль»), как рождение
на этой основе генной инженерии и практики
клонирования живых организмов.
Неудивительно, что именно на базе биологии
складывалась теория систем, оказавшая
глубочайшее влияние на другие науки, на
различные сферы практики и на саму
философию.
Однако уже в конце ХХ века все чаще раздавались голоса, предрекавшие выход на авансцену научной мысли социологии и, шире, социальных наук — наук об обществе и человеке как носителе социальных отношений. Для этого существовали достаточно веские основания: воцарение и сокрушение тоталитарных режимов фашистского и большевистского типа, Вторая мировая война, экологический кризис, вызванный успехами физики, химии, биологии и их претворением в промышленном производстве, военном деле и генной инженерии, сделали очевидной зависимость научно-технического прогресса от характера общественных отношений, что стало осознаваться как необходимость поиска научно обоснованных способов управления общественными процессами для предотвращения надвигающихся экологической и демографической катастроф. Поскольку марксистская теория общества оказалась скомпрометированной ее применением в СССР (хотя в действительности крах проведенного здесь социального эксперимента подтверждал верность марксизма и ложность такой ее интерпретации, какой был ленинизм), нужна была разработка иной теории современного общества, которая могла бы стать основой управления научно-техническим прогрессом для преодоления смертельно-опасного конфликта культуры и природы. В этом контексте возникла и необходимость научного решения проблемы «Запад — Восток», ибо, с одной стороны, неодолимо развивался процесс вестернизации Востока, а с другой, расширялись поиски способов ориентализации Запада, поскольку Восток не знал пугающей Запад конфронтации культуры и природы.
Так
в конце ХХ века обоснованные претензии на
лидерство в культуре стало предъявлять
обществознание, подтверждая это рядом
открытий, обязанных применению к анализу
социальной реальности теории систем и
теории информации, кибернетики и
синергетики.
Онтологический
анализ, проводившийся автором данного
доклада на протяжении тридцати лет — от
монографии «Человеческая деятельность» до
обобщающей «Философии культуры», — показал,
что различаются четыре основные формы
бытия: его исходная и всепроникающая форма
— природа; возникшая на определенной
ступени развития природы сверхприродная
форма бытия — человеческое общество,
которое живет и развивается по законам,
которых не знает природа; третья форма
бытия — сам человек, поскольку он
объединяет в своем существовании природные
и социальные свойства и закономерности;
наконец, четвертая форма бытия — культура,
являющаяся изобретением и плодом
деятельности человека, превращающая его
двусторонне био-социальное существование в
трехстороннее — био-социо-культурное.
Отсюда следует, что применительно к
структуре научного знания приходится
признать упрощающими ее и неокантианскую
дихотомию «науки о природе — науки о
культуре» (или «о духе»), и принятое
марксистами противопоставление «естественные
науки — общественные», ибо особенности
разных групп наук детерминированы
своеобразием познаваемых ими форм бытия;
соответственно различаются пять групп
научных дисциплин: науки о природе —
естествознание; науки об обществе —
обществознание (или социальные науки);
науки о человеке — человекознание (или
гуманитарные науки); науки о культуре —
культурология; наконец, науки,
отвлекающиеся от особенностей разных форм
бытия и обращенные к познанию его общих
свойств — сущностно-качественных,
изучаемых философией, и количественно-структурных,
изучаемых математикой.
Нетрудно
заключить, что гуманитарное знание
занимает центральное место в мире наук, ибо
в нем скрещиваются потоки информации,
идущие от всех других отраслей знания —
человек принадлежит ведь, как уже было
отмечено, и природе, и обществу, и культуре,
и в его существовании, функционировании и
развитии особенно ярко проявляются общие
законы бытия, рассматриваемые философией и
математикой. Так находит современное
подтверждение и обоснование интуиция
великого греческого философа-гуманиста
Протагора, что человек является «мерой всех
вещей»… Однако должен был пройти
длительнейший, многовековый путь познания
бытия, чтобы человек адекватно осознал свое
место в мире, которое он прежде отдавал иным
силам — богам, природным стихиям,
общественным отношениям, тем или иным
формам культуры. Только в наше время, на
рубеже нового века и нового тысячелетия, он
получает возможность осознать свое
истинное место в мире, а значит устремить
свою познавательную деятельность на то, что
до сих пор было в ней второстепенным. Так
становится и возможной, и исторически
необходимой новая смена ориентации в мире
наук — формирование антропоцентристскй
ориентации всей познавательной
деятельности.
Ее
претворение в жизнь требует выработки
такой методологической программы, которая
соответствовала бы отмеченному выше уровню
сложности самого человека. Достижение этой
цели невозможно простым суммированием тех
методов и полученных с их помощью знаний,
которые были выработаны в ходе
разрозненного изучения человека биологией,
психологией, социологией, культуроведением,
самой философской антропологией,
невозможно именно потому, что человек — не
сумма разных сторон его бытия, а система, то
есть их органическая взаимосвязь и
взаимодействие. Поэтому нужна особая
методология, способная выявить эти связи и
взаимодействия — именно та, которую в наши
дни начала разрабатывать теория
междисциплинарных исследований.
Следовательно, первая задача научной и
философской мысли ХХI века — глубокая
разработка методологии междисциплинарных
исследований человека, адекватной его
системной структуре, и открывающей науке
новые пути, неизвестные всей прошлой ее
истории.
Реализация
этой методологической программы зависти,
однако, не только от нее самой, но и от
создания необходимых организационных
условий для совместной работы
представителей разных областей знания.
Готовность к такой, непривычной для
исследователей традиционного —
аналитического, специализированного типа
познания, — требует определенной
самоотверженности, желания и способности «переучиваться».
Поскольку же это крайне сложно
психологически, необходимо начать
перестройку системы образования в высших
учебных заведениях и в аспирантуре, дабы
формировать мышление будущих ученых на
принципах междисциплинарно-системно-синергетического
понимания научной деятельности в ХХ1 веке.
Я
включаю в эту триаду понятие «синергетическое»
потому, что жизнь человека, его
деятельность, каждый творческий акт
динамичны, являются не стабильными
состояниями, а процессами самоорганизации,
синергетика же — это родившаяся в конце ХХ
века наука, изучающая общие закономерности
именно этих процессов. Поскольку же она
делала это до сих пор на материале
термодинамическом, а синергетическое
исследование социокультурных процессов
только начинается, в новом столетии
предстоит проделать серьезную работу по
выявлению способов синергетического
осмысления закономерностей развития
систем, несравненно более сложных, чем
физические. В сфере гуманитарных наук такая
работа должна быть проделана на двух
уровнях — филогенетическом и
онтогенетическом, то есть родовом и
индивидуальном. На первом синергетический
подход позволит преодолеть ставшую в ХХ
веке столь популярной «теорию локальных
цивилизаций», которая отрицает единство
путей развития человечества и тем самым не
позволяет понять направление движения
современного общества, в частности,
взаимоотношения Запада, Востока и Юга —
трех социокультурных регионов единой, при
всех ее противоречиях, современной «миросистемы»
(по точному ее определению И. Валлерстайном);
на уровне индивидуальном синергетическое
осмысление биографии личности должно
предоставить научную основу для
совершенствования практики воспитания,
главный недостаток которой состоит в том,
что педагогическая деятельность сводится к
образованию школьников и студентов,
игнорируя наиболее сложные проблемы
формирования личности — направленное
развитие ее мировоззрения, характера,
нравственных принципов, гражданских
позиций, эстетических вкусов, то есть
систем ценностей. Поэтому в спектре
гуманитарных наук на центральное место
должна выйти педагогическая теория, ибо
судьба человечества зависит в конечном
счете от того, сумеют ли наши потомки
преодолеть исторически сложившееся
противостояние эгоистического
индивидуалиста и безличного «массового
человека», преодолеть раскол современной
культуры на «элитарную» и «поп-культуру»,
сумеют ли они осознать, что в ХХI веке судьба
человечества зависит в первую очередь от
того, сумеют ли они осознать, теоретически
обосновать и практически реализовать
духовное и деятельностное единство
населяющей нашу планету популяции, сделав
не войны и революции, а диалог способом
разрешения всех реально существующих и
возможных в будущем противоречий бытия.
18 мая 2001 г. Санкт-Петербург.
-----******-----
В историческом плане в статье хорошо показано, что «отвечая требованиям развивающегося производства» та или иная область науки становится локомотивом в познании закономерностей мироздания. Однако, соображения профессора о настоящем времени вызывают сомнения. «Только в наше время, на рубеже нового века и нового тысячелетия, он (человек) получает возможность осознать свое истинное место в мире, а значит устремить свою познавательную деятельность на то, что до сих пор было в ней второстепенным», здесь под второстепенным имеется в виду природа человека.
Сомнение в том, что, человек «получает возможность». В моем понимании, в настоящее время это не возможность, это - потребность, и не просто потребность, а жизненно важная. Небывалые мощности в невежественных руках порождают реальную угрозу существования всего живого. Здесь вопрос стоит так: или люди начнут жить рассудочно или инстинктивная природа системы управления человеком неизбежно приведет к "концу света". Здесь и угроза деградации части населения, и болезни на генном уровне, и сверхмощное оружие, да и глобальные природные катаклизмы могут произойти в любой момент. Защититься от этого всего можно лишь имея "общеземной рассудок" - общую систему управления. Все признаки говорят о том, что она формируется и довольно активно: интернет, мобильная связь - все это материальная основа такой системы. Но без "сознательной" программной части все это может вместо пользы принести огромный вред. Палка, как известно, всегда о двух концах. Как неправильно считается случайным прорастет семя или нет, поскольку при достаточных знаниях результат можно предсказать на 99,9%, так и в будущем человечества есть "случайность" - выживет или погибнет. И чем мы будем невежественнее тем выше роль случайности. А вот каждый шаг в познании природы человека уменьшает случайность и увеличивает достоверность предвиденья хода событий. И хотя основным борцом с невежеством должна выступать официальная наука - за то она и деньги получает, но, к сожалению, по целому ряду причин на нее мало надежд.
Однако дело не так уж безнадежно. Мне кажется, что общество еще не до конца осознало, что такое программирование и к чему оно приведет. Видится мне, что именно в этом направлении будет основной прорыв в понимании природы мышления и интеллекта. Программные продукты с каждым годом усложняются на порядок, а ведь это не что иное как очередная ступенька к пониманию мышления. Требования все более "интеллектуализованных" программ со стороны производительных сил будет неизбежно двигать и понимание того, что из себя представляет сознание. Будет понята природа сознания, будет понят и человек, поскольку главное в природе человека это сознание.
Вероятно, достаточно много
читателей не согласны с упрощенной
трактовкой человеческой натуры, как «программируемой
системы управления», но для этого и создан
этот сайт, чтобы "вскрыть" эту гипотезу.
Или отбросить как ложную, или принять к
практическому применению. Читайте,
опровергайте. Я буду признателен в равной
степени за любой отзыв, лишь бы он был
достаточно аргументирован. Хотелось бы
закончить мыслями
М.С. Кагана : «Отсюда проистекала
необходимость решения наиболее сложной
задачи — разработка методологии
сопряжения гуманитарного знания как наук о
человеке не только с обществознанием и
культурологией, но и с естествознанием», и
хочу добавить, что это сопряжение лежит в
плоскости программирования модельных систем
управления.
Шабада Виктор : post_vs_sr@list.ru