Природа
человека
"Всегда хотелось
понять: Откуда взялась сложность мира? "Что есть истина?"
Как работает разум - любой: животного, человека, общества?
Наконец, какова
судьба человечества? Существует ли "стрела прогресса" в
эволюции мира? Наконец,
понять самого себя, что бы управлять психикой и достойно встретить
конец...
Размышляю о науках из интереса, пишу и печатаю из потребности
самовыражения, без
притязаний на приоритеты и признание. Поэтому не будет ссылок и
полемики. Не
преувеличиваю "научность" своей философии, наверное, она
отдаёт дилетантизмом.
Хочу создать (для себя!) целостное представление о мире, хотя бы в
самом
обобщенном виде. Попутно пытаюсь выяснить - какое счастье возможно
для человека
и общества, что нужно для этого делать и какова вероятность
успеха. Мое
мировоззрения претендует на научность и материализм. Разум
человека творит
религиозные варианты мироздания. Психологически они могут быть
более комфортны,
но для них я слишком реалист."
(Н.М. Амосов)
Вот в этом ключе мы и будем работать в
меру сил. И хотя тематика сайта посвящена выяснению природы человека и таких
явлений как информация, разум, интеллект, но хочется что бы человек, пришедший
сюда, мог не только "сушить мозги", но и поднять дух каплей юмора или
поэзии.
Вводный материал к сайту
"Сегодня
для понимания Природы необходимы
ни
столько новые открытия, сколь необходимо
отказаться
от ложных, старых представлений."
(В.Н.
Бахарев "Природа о себе или разум о природе")
Материалы этого сайта нацелены на познание
природы человека. Однако, предлагаемый здесь подход для решения этого вопроса
настолько необычный, что многими, особенно психологами, отвергается, как
говорится, с порога. Я не стану доказывать насколько он хорош - если он верен,
время это докажет, и рост посещаемости сайта меня обнадеживает. Ну, а если
ошибочен, то вреда, я уверен, никому это не принесет.
Главное принципиальное отличие данного
подхода заключается в том, что я предлагаю смотреть на природу человека с
позиций систем управления. При этом возникает такой парадокс, все согласны, что
человек управляем, и то что им управляет расположено внутри, но мало кто
соглашается, что его можно изучать с позиций теории систем управления.
Существует кибернетика, Достаточно общая теория управления (ДОСТУ),
Концептуальная теория управления Симоняна В.А. (КТУ), и другие, но занимаются
эти теории управлением людей, а не тем, что управляет психикой, мышлением и, в
конечном счете, поведением человека. Причин этого парадокса мне видятся две: во-первых,
уровень существующих ныне теорий управления довольно низок, достаточно сказать,
что признанной теории того как и чем управляются биологические объекты вообще
не существует. Вторая причина, думаю что главная, заключается в том, что
существует довольно авторитетные мнения о том, что очень уж сложной системой
управления обладает человек, чтобы ее можно было познать: здесь и душа, и
всевышний, и много чего недоступного ограниченному человеческому «разумишку».
Вот и будем вместе разбираться, так ли это.
* * *
Проблематичность в восприятии предлагаемых материалов не столько в
запутанности или логической сложности, сколько в новом взгляде на мироздание, в
первую очередь на его нематериальную составляющую. Поэтому понимание материала
во многом будет обусловлено в первую очередь психологическим настроем читателя.
Другая проблема - терминология. Мы привыкли, что определения таких
понятий как «мысль, цель, думанье, предчувствие, чувства» и прочее мы берем и
используем из психологии. Но ведь это все уже сегодня работает и в технических
устройствах. Однако использовать эти термины непосредственно нельзя. Хотя, по
сути, эти термины дают тот же результат, но механизмы получения результатов
принципиально иные. И здесь у нас с терминами будут «пересечения и накладки» и
с психологией и с философией. Поэтому просьба к читателям не нервничать по
этому поводу, иного пути просто нет.
Надо сказать, что скорее всего,
предложенный метод изучения будет смотреться как механический
"бездушный", грубый и надуманный, в том смысле, что он сводит
человека с его бесконечным разнообразием потаенных чувств, мыслей, душевной
теплотой к какому-то бездушному техническому объекту. Но посмотрите, лет сто
назад как бы посмотрели на человека, утверждающего, что можно сделать машину
которая будет различать несколько миллионов цветовых оттенков, или определять
частоты звука недоступные самым гениальным музыкантам.
Путь изучения мира всегда лежал от простого к сложному. Однако,
философия и психология вынуждены были анализировать мир и природу человека беря
их сразу во всей их сложности. Иначе говоря, идти от сложного к простому. Наш
подход заключается в обратном: мы попытаемся проследить главные закономерности
неизбежных событий породивших разум. Неизбежность в материальном мире в
сочетании со случайностью в нематериальном, обеспечили, на мой взгляд,
биологическую эволюцию управления.
Суть предлагаемого подхода заключается в
следующем: познавая эволюцию управления прийти к тому высшему на сегодня уровню
управления, который именуется разумом. Для того, что бы прояснять поднятые
вопросы необходимы знания в области систем управления, кибернетики,
программирования, философии, психологии, этологии, биологии, социологии.
Понятно, что автор неизбежно будет выглядеть дилетантом как ни в одной так в
другой области. И кроме того, извечная проблема времени. Поэтому я надеюсь
читатель простит мне огрехи в форме изложения, и сообщит мне об ошибках
принципиального характера.
Закончим словами Амосова: «Мир материален и познаваем.
"Чудеса" возможны, но практического значения не имеют». Когда
"чудеса" начинают влиять на практическую жизнь, они перестают быть
чудесами и становятся предметом научного исследования. Нематериальный мир до
появления компьютеров был полностью закрыт от человечества именно тем, что
проявлял себя в виде чудес: ум, эмоции, знания, интуиция, интеллект, душа - все
это казалось чудом недоступным изучению. Ныне мы можем видеть на чем базируется
это чудо - развитие микропроцессорных систем управления и их программного
обеспечения постепенно открывают нам механизм нематериального мира, вместе с
тем, сущность его мы сможем постичь только лишь через философию.