В апреле этого года исполнилось 20 лет со дня смерти выдающегося ученого, истинного революционера, удивительно стойкого борца за счастье трудового народа, марксиста Александра Александровича Фетисова (27 августа 1912 - 10 апреля 1991). За открытую борьбу с официальным партийным лицемерием 60-х годов он был насильственно подвергнут дегенерации в казанской "психушке". Многие его работы намного опередили свое время. И сегодня, когда все понимают неизбежность ломки старых общественных структур, но совершенно не представляют, к чему стремится и что строить, работы Фетисова А.А., на мой взгляд, очень актуальны. В простой, доступной для понимания любому образованному человеку, форме он показывает на какой базе, на каком фундаменте должно строится общество будущего. Этим маленьким отрывком, как примером, я бы хотел привлечь внимание людей к трудам А.А. Фетисова, читайте их и на большую часть интересующих вас вопросов вы найдете у него ответы.

      Вместе с тем, наверняка, с некоторыми его мыслями можно не соглашаться - надо учитывать, что все это было написано в 60-е годы, но я не призываю вас верить, я призываю вас думать.

С работами А.А. Фетисова можно ознакомиться на сайтах

- http://feticov.ru/karta-sajta.html

- http://new-communizm.narod.ru/

 

 

 

СТИМУЛЫ ЧЕЛОВЕКА В ТРУДЕ

НАЗРЕВШИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ

А.А. Фетисов

(отрывок)

      Когда было сказано, что капиталиста толкают к действиям жадность и страсть к наживе - этим мы повторили старые представления, сложившиеся о нем в первоначальную стадию его развития - стадию накопления, когда он только-только начинал выходить в люди и когда более накапливал, чем действовал. Теперь он больше действует - творит. В современном капиталисте жадность и страсть к наживе - не характерны, так же как не характерны для него слабости его исторических предшественников: обжорство, пьянство, разврат, страсть к памятникам, роскоши, тщеславию, т.е. к показной стороне силы и благополучия существования. Современный капиталист предпочитает чаще оставаться незаметным и ничем особо не выделяться из окружающих его соплеменников и сограждан по той причине, что силу своего существования ему нет уже необходимости выставлять напоказ. В тот момент, когда капиталист избавился от влияния желудка, он поднялся на первую ступень человеческой лестницы: отказавшись от применения прямого насилия и прямого обмана, он поднялся на вторую ступень. Остается теперь подняться на последнюю ступень человеческой лестницы - стряхнуть прах частной собственности и капиталист превратится в человека, с его нормально действующими инстинктами и стимулами. Не следует забывать, что поднявшись всего лишь на две ступени развития и только частично - одной своей самой малой частью - классом капиталистов, человеческое общество развило небывалую в истории созидательную деятельность: Буржуазия менее чем за сто лет своего классового господства создала более многочисленные и более грандиозные производительные силы, чем все предшествовавшие поколения, вместе взятые.

 

      Американский реакционный социолог, апологет крупного капитала Аллан Невинс считает, что не народ, а рокфеллеры, карнеги, форды и морганы - герои нашего времени. Именно, рокфеллеры, карнеги, форды и др., но не народ являются созидателями, творцами и героями при капитализме - иначе и быть не может! Об этом надо кричать во весь голос! Потому, что в этом сила не карнегов, а народа, наша сила. Его не замалчивать и не опровергать, а всячески поднимать требуется. Пускай апологет Невинс хвастает: он ведь свою действительность описывает, своих расписывает, свое время и своих героев. А нам надо говорить о своих героях и о своем времени. Во-первых, наших героев больше по количеству. Неизвестно насколько справедлива версия насчет античного Ахилла, но в версии непобедимости его буржуазного тезки допущено определенное искажение действительности в том, что при купании в Стиксе мать его держала за обе пятки. Одна из них впоследствии оказалась уязвимой в той мере, в какой численность рокфеллеров относится к численности народа: соотношение явно невыгодное для рокфеллеров, морганов и пр. - что-нибудь вроде 1/20, 1/30, 1/50. Вторая пятка буржуазного Ахилла оказалась еще более уязвимой. Что производит современный Ахилл? - капитал, - но это не есть богатство и сила общества. Капитал, как известно, является богатством для общества постольку поскольку капитал - сила капиталиста и то не всегда и лишь до определенного момента. Когда Ахилл проходит по первым пяти сферам человеческой деятельности, здесь он герой. С точки зрения стимулов, творческой активности, энергии и творчества во всех пяти сферах он ничем не уступает тому человеку, который вот-вот поднимется на 3-ю ступень своего человеческого развития. Но как только творец капиталистического общества начинает подходить к стене Действительности и пытается проникнуть за нее, с творцом случаются самые необыкновенные явления: он становится робким, неуверенным, лишается сил и энергии. В этом месте он и заканчивает рано или поздно свою творческую деятельность, теряя стимулы к деятельности и жизни. Попробуем разобраться - что же происходит в таких случаях с современным богатырем? Его богатыри-предшественники из античной эпохи или более позднего феодализма теряли стимулы к жизни чаще всего под утро после ночной оргии, либо где-нибудь на дороге с проломленной головой, либо мирно в постели, предварительно объевшись жирной пищей. Социально-экономическая причина конца капиталиста-творца ясна, здесь ее лишь коротко напомним. В капитале - богатстве капиталиста, - как известно, есть две стороны: его органическое строение и техническое строение. Капиталист признает только первую, - т.е. органическое строение, а Действительность признает только - вторую сторону - техническое строение. Вот вам и конфликт! - непримиримый, неизбежный и ничем неотвратимый; постоянно действующий! Когда он становится острым, разражаются кризисы, либо общий кризис перепроизводства для всех капиталистов, либо частный кризис для отдельного капиталиста, сопровождаемый обычно его падением - под ударами конкурентов. В обоих случаях капиталист прекращает свою творческую деятельность; далее он начинает уже не творить, а изворачиваться и, если это не помогает, он стреляется или с ним случается нечто в этом роде. Возникает вопрос, почему капиталист, будучи все время энергичным и бодрым человеком, опускается в такие моменты и нередко доходит даже до самоубийства? Обычно ответ здесь следует такой: потеря состояния, жадность, потеря материальных благ жизни, с которыми не мог расстаться. Ответы как будто близки к истине, а между тем, надо сказать, что мы рассматриваем не проблемы психологии или судебной медицины, а имеем дело со стимулами человека в труде, в зависимости от социальной структуры общества, и его положения в этом обществе. Здесь мы сталкиваемся не с субъективными поступками в частных ситуациях, которые складываются в жизни того или иного человека, а с общими явлениями, подсудными лишь политической экономии. Начав с освещения вопросов материальной заинтересованности, нам пришлось незаметно перейти к стимулам человека, потому что иначе и не подойти к пониманию проблемы в целом. Капиталиста-творца устрашила не потеря капитала, как такового, и не жадность, с которой он давно распрощался, и не потеря удобств жизни, которыми он давно перестал дорожить и любоваться - не эти причины заставляют капиталиста стреляться. Его страшила перспектива возвращения от высшей ступени человеческого состояния к низшей. Перспектива опуститься с той ступени, на которой он только что находился в состоянии свободы и непрерывного действия, на низшую ступень зависимого принудительного бездействия; перспектива перехода от более человеческого состояния к более животному состоянию - напугала человека. Побывав однажды в состоянии независимости и непрерывного действия, когда оно диктуется не внешними побудителями, а внутренними, испытав состояние полной свободы, человек в темницу не сможет пойти. В современном капиталисте можно впервые в истории наблюдать не в единичном, а в более широком масштабе особый вид свободы человека, хотя эта свобода и достигается за счет угнетения миллионов других людей. Во-первых, это не голая - не нищая свобода, когда человек свободен от всего и‚ во-вторых, не бездеятельная свобода человека благодаря всему. Мы имеем свободу особого рода: человек свободен от условий и в то же время он использует их, чтобы быть свободным и достигать всего того, чего он захочет в пределах разумного и возможного. На смену чувству бессилия пришло чувство силы человека: человек все может! Во всяком случае он знает о том, что все возможное зависит от него самого. В прошлой истории такое состояние человека можно было наблюдать на примерах, так называемых, великих людей - "вершителей" судеб человечества: Александра Македонского, Петра I, Наполеона и др. Каждый современный капиталист себя чувствует тоже Наполеоном - большим или маленьким, но - Наполеоном. Творчество и свобода, свобода и творчество делают человека - ЧЕЛОВЕКОМ. Непрерывное движение вперед под воздействием внутренних, а не привнесенных извне импульсов; саморазвитие, но не насилие - естественное состояние человека. Испытав его однажды, человек уже не в состоянии из него выйти; это - выше его сил. Человек не свободен только в одном отношении - выйти из состояния свободы. "Чёрт меня побери, не могу иначе! - как говорит Лютер". Этой фразой Энгельса все сказано о том естественном состоянии человека, к которому он стремится многие тысячи лет и в которое вот-вот он вступит при коммунизме. Никаких особых "материальных" стимулов, привнесенных искусственно извне, человеку здесь уже не требуется. Они будут только вредить. Привносить стимулы означает в лучшем случае заставить его стреляться, а в худшем - объедаться или коснеть в состоянии отупения. Такова жизнь человека и таковы ее неумолимые законы.

 

 

Переход на главную страницу

Hosted by uCoz