В апреле этого года исполнилось 20 лет со
дня смерти выдающегося ученого, истинного революционера, удивительно стойкого
борца за счастье трудового народа, марксиста Александра Александровича Фетисова
(27 августа 1912 - 10 апреля 1991). За открытую борьбу с официальным партийным
лицемерием 60-х годов он был насильственно подвергнут дегенерации в казанской
"психушке". Многие его работы намного опередили свое время. И
сегодня, когда все понимают неизбежность ломки старых общественных структур, но
совершенно не представляют, к чему стремится и что строить, работы Фетисова
А.А., на мой взгляд, очень актуальны. В простой, доступной для понимания любому
образованному человеку, форме он показывает на какой базе, на каком фундаменте
должно строится общество будущего. Этим маленьким отрывком, как примером, я бы
хотел привлечь внимание людей к трудам А.А. Фетисова, читайте их и на большую
часть интересующих вас вопросов вы найдете у него ответы.
Вместе с тем, наверняка, с некоторыми его
мыслями можно не соглашаться - надо учитывать, что все это было написано в 60-е
годы, но я не призываю вас верить, я призываю вас думать.
С работами А.А.
Фетисова можно ознакомиться на сайтах
- http://feticov.ru/karta-sajta.html
- http://new-communizm.narod.ru/
СТИМУЛЫ ЧЕЛОВЕКА В ТРУДЕ
НАЗРЕВШИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ
А.А.
Фетисов
(отрывок)
Когда было сказано, что капиталиста
толкают к действиям жадность и страсть к наживе - этим мы повторили старые
представления, сложившиеся о нем в первоначальную стадию его развития - стадию
накопления, когда он только-только начинал выходить в люди и когда более
накапливал, чем действовал. Теперь он больше действует - творит. В современном
капиталисте жадность и страсть к наживе - не характерны, так же как не
характерны для него слабости его исторических предшественников: обжорство,
пьянство, разврат, страсть к памятникам, роскоши, тщеславию, т.е. к показной
стороне силы и благополучия существования. Современный капиталист предпочитает
чаще оставаться незаметным и ничем особо не выделяться из окружающих его
соплеменников и сограждан по той причине, что силу своего существования ему нет
уже необходимости выставлять напоказ. В тот момент, когда капиталист избавился
от влияния желудка, он поднялся на первую ступень человеческой лестницы:
отказавшись от применения прямого насилия и прямого обмана, он поднялся на вторую
ступень. Остается теперь подняться на последнюю ступень человеческой лестницы -
стряхнуть прах частной собственности и капиталист превратится в человека, с его
нормально действующими инстинктами и стимулами. Не следует забывать, что
поднявшись всего лишь на две ступени развития и только частично - одной своей
самой малой частью - классом капиталистов, человеческое общество развило
небывалую в истории созидательную деятельность: Буржуазия менее чем за сто лет
своего классового господства создала более многочисленные и более грандиозные
производительные силы, чем все предшествовавшие поколения, вместе взятые.
Американский реакционный социолог,
апологет крупного капитала Аллан Невинс считает, что не народ, а рокфеллеры,
карнеги, форды и морганы - герои нашего времени. Именно, рокфеллеры, карнеги,
форды и др., но не народ являются созидателями, творцами и героями при
капитализме - иначе и быть не может! Об этом надо кричать во весь голос!
Потому, что в этом сила не карнегов, а народа, наша сила. Его не замалчивать и
не опровергать, а всячески поднимать требуется. Пускай апологет Невинс
хвастает: он ведь свою действительность описывает, своих расписывает, свое
время и своих героев. А нам надо говорить о своих героях и о своем времени.
Во-первых, наших героев больше по количеству. Неизвестно насколько справедлива
версия насчет античного Ахилла, но в версии непобедимости его буржуазного тезки
допущено определенное искажение действительности в том, что при купании в
Стиксе мать его держала за обе пятки. Одна из них впоследствии оказалась
уязвимой в той мере, в какой численность рокфеллеров относится к численности
народа: соотношение явно невыгодное для рокфеллеров, морганов и пр. -
что-нибудь вроде 1/20, 1/30, 1/50. Вторая пятка буржуазного Ахилла оказалась еще
более уязвимой. Что производит современный Ахилл? - капитал, - но это не есть
богатство и сила общества. Капитал, как известно, является богатством для
общества постольку поскольку капитал - сила капиталиста и то не всегда и лишь
до определенного момента. Когда Ахилл проходит по первым пяти сферам
человеческой деятельности, здесь он герой. С точки зрения стимулов, творческой
активности, энергии и творчества во всех пяти сферах он ничем не уступает тому
человеку, который вот-вот поднимется на 3-ю ступень своего человеческого
развития. Но как только творец капиталистического общества начинает подходить к
стене Действительности и пытается проникнуть за нее, с творцом случаются самые
необыкновенные явления: он становится робким, неуверенным, лишается сил и энергии.
В этом месте он и заканчивает рано или поздно свою творческую деятельность,
теряя стимулы к деятельности и жизни. Попробуем разобраться - что же происходит
в таких случаях с современным богатырем? Его богатыри-предшественники из
античной эпохи или более позднего феодализма теряли стимулы к жизни чаще всего
под утро после ночной оргии, либо где-нибудь на дороге с проломленной головой,
либо мирно в постели, предварительно объевшись жирной пищей.
Социально-экономическая причина конца капиталиста-творца ясна, здесь ее лишь
коротко напомним. В капитале - богатстве капиталиста, - как известно, есть две
стороны: его органическое строение и техническое строение. Капиталист признает
только первую, - т.е. органическое строение, а Действительность признает только
- вторую сторону - техническое строение. Вот вам и конфликт! - непримиримый,
неизбежный и ничем неотвратимый; постоянно действующий! Когда он становится
острым, разражаются кризисы, либо общий кризис перепроизводства для всех
капиталистов, либо частный кризис для отдельного капиталиста, сопровождаемый
обычно его падением - под ударами конкурентов. В обоих случаях капиталист
прекращает свою творческую деятельность; далее он начинает уже не творить, а
изворачиваться и, если это не помогает, он стреляется или с ним случается нечто
в этом роде. Возникает вопрос, почему капиталист, будучи все время энергичным и
бодрым человеком, опускается в такие моменты и нередко доходит даже до
самоубийства? Обычно ответ здесь следует такой: потеря состояния, жадность,
потеря материальных благ жизни, с которыми не мог расстаться. Ответы как будто
близки к истине, а между тем, надо сказать, что мы рассматриваем не проблемы
психологии или судебной медицины, а имеем дело со стимулами человека в труде, в
зависимости от социальной структуры общества, и его положения в этом обществе.
Здесь мы сталкиваемся не с субъективными поступками в частных ситуациях,
которые складываются в жизни того или иного человека, а с общими явлениями,
подсудными лишь политической экономии. Начав с освещения вопросов материальной
заинтересованности, нам пришлось незаметно перейти к стимулам человека, потому
что иначе и не подойти к пониманию проблемы в целом. Капиталиста-творца
устрашила не потеря капитала, как такового, и не жадность, с которой он давно распрощался,
и не потеря удобств жизни, которыми он давно перестал дорожить и любоваться -
не эти причины заставляют капиталиста стреляться. Его страшила перспектива
возвращения от высшей ступени человеческого состояния к низшей. Перспектива
опуститься с той ступени, на которой он только что находился в состоянии
свободы и непрерывного действия, на низшую ступень зависимого принудительного
бездействия; перспектива перехода от более человеческого состояния к более
животному состоянию - напугала человека. Побывав однажды в состоянии
независимости и непрерывного действия, когда оно диктуется не внешними
побудителями, а внутренними, испытав состояние полной свободы, человек в
темницу не сможет пойти. В современном капиталисте можно впервые в истории
наблюдать не в единичном, а в более широком масштабе особый вид свободы
человека, хотя эта свобода и достигается за счет угнетения миллионов других
людей. Во-первых, это не голая - не нищая свобода, когда человек свободен от
всего и‚ во-вторых, не бездеятельная свобода человека благодаря всему. Мы имеем
свободу особого рода: человек свободен от условий и в то же время он использует
их, чтобы быть свободным и достигать всего того, чего он захочет в пределах
разумного и возможного. На смену чувству бессилия пришло чувство силы человека:
человек все может! Во всяком случае он знает о том, что все возможное зависит
от него самого. В прошлой истории такое состояние человека можно было наблюдать
на примерах, так называемых, великих людей - "вершителей" судеб
человечества: Александра Македонского, Петра I, Наполеона и др. Каждый
современный капиталист себя чувствует тоже Наполеоном - большим или маленьким,
но - Наполеоном. Творчество и свобода, свобода и творчество делают человека -
ЧЕЛОВЕКОМ. Непрерывное движение вперед под воздействием внутренних, а не
привнесенных извне импульсов; саморазвитие, но не насилие - естественное
состояние человека. Испытав его однажды, человек уже не в состоянии из него
выйти; это - выше его сил. Человек не свободен только в одном отношении - выйти
из состояния свободы. "Чёрт меня побери, не могу иначе! - как говорит
Лютер". Этой фразой Энгельса все сказано о том естественном состоянии
человека, к которому он стремится многие тысячи лет и в которое вот-вот он
вступит при коммунизме. Никаких особых "материальных" стимулов,
привнесенных искусственно извне, человеку здесь уже не требуется. Они будут
только вредить. Привносить стимулы означает в лучшем случае заставить его
стреляться, а в худшем - объедаться или коснеть в состоянии отупения. Такова жизнь
человека и таковы ее неумолимые законы.